Помощь с первых дней
В некоммерческий сектор Оксана Матвеева пришла из педагогики. Несколько лет она проработала учителем начальной школы и психологом.
«Хорошее педагогическое образование всегда было опорой для меня. До создания НКО у меня уже был опыт работы с детьми с особыми потребностями. Но, наверное, главное, что всегда у меня было отношение к этим детям, как у адвоката, который ищет плюсы, возможности и верит в ребенка», – рассуждает Оксана.
В 1998 году она работала психологом в Центре социальной помощи семье и детям с особенностями развития, который находился в ведомстве Управления социальной защиты населения Администрации города Красноярска. В учреждении подобралась группа единомышленников – психологи, логопед-дефектолог, невропатолог и социальный педагог. К тому времени по долгу службы они уже знали, что новые успешные технологии помощи детям с особыми потребностями можно освоить в Москве и Санкт-Петербурге – в Центре лечебной педагогики и Институте раннего вмешательства.
Коллектив по своей инициативе отправился на стажировку в Санкт-Петербург. Специалисты из Красноярска знакомились с инструментами ранней помощи и обсуждали с коллегами создание похожей организации у себя дома.
После возвращения со стажировки Оксана зарегистрировала Красноярский центр лечебной педагогики, закупил оборудование и начал рассказывать о ранней помощи детям с особенностями развития в поликлиниках, на радио и телевидении. Медицинское сообщество довольно быстро приняло идею, а Министерство здравоохранения Красноярского края выделило два кабинета в помещении городской детской больницы №1.
Сотрудники центра стали подавать заявки на гранты, но победить не удавалось. Только через два года центр получил финансовую поддержку на создание службы ранней помощи в Красноярске. На дворе стоял 2001 год.
«В крае впервые начала действовать Служба раннего вмешательства. Но одна СРП в городе – это очень мало. Служб ранней помощи, которые помогают маме с развитием малыша с особенными потребностями, готовят его к выходу в детский сад, должно быть много. И они должны быть в шаговой доступности, рядом с домом, чтобы не ехать с малышом в течение часа на другой конец города. Поэтому с самого начала нашего пути мы рассказываем о ранней помощи и повышаем компетенции специалистов», – отмечает Оксана Матвеева.
Ранняя помощь предназначена для семей, в которых родились и растут дети с нарушениями в развитии или у них может возникнуть риск отставания развития. В таких ситуациях нужна помощь и ребенку, и семье. Родители должны знать, как создавать вокруг малыша развивающую среду и понимать его потребности.
Специалисты службы ранней помощи оценивают уровень развития ребенка, вместе с родителями разрабатывают индивидуальную программу для улучшения разных сторон жизни ребенка – двигательной, речевой, познавательной. Сотрудники также помогают подобрать необходимое ребенку специальное оборудование.
«Конечно, наша программа ранней помощи претерпела серьезные изменения за 20 лет. Если в 2001 году после первичного приема, увидев, что ребенку и семье необходима помощь, мы сразу пытались решить ту задачу, которую озвучивал родитель. Например, ребенок не говорит, не поворачивается, истерит. Не всегда мы понимали, как помочь ребенку, что в первую очередь надо сделать, как включить в работу родителей. Сейчас мы опираемся на доказанные подходы. Практически вся работа строится на развитии функциональных возможностей ребенка. Что это? Это формирование тех навыков, которые нужны будут малышу в течение всей его жизни: навыки самообслуживания, навыки выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми», – объясняет руководитель красноярского центра лечебной педагогики.
В первый год сотрудники работали с 70 семьями, сейчас через них проходят по 150 семей в год. В 2001 году о центре мало кто знал и слышал. Родители обращались за помощью, увидев объявление в поликлинике или получив рекомендацию от педиатра или невролога. Так произошло и с мамой Димы. Он родился раньше срока, возникла гидроцефалия. Врачи прогнозировали худшее – мальчик не будет понимать, говорить, слышать. Но настоящие сложности, как вспоминает мама, начались, когда они с сыном вышли из больницы. На консультациях в детских поликлиниках у врачей опускались руки. Невролог посоветовал обратиться в центр лечебной педагогики. Мама была настроена скептически – что они смогут, даже если врачи не знают, что делать.
«Мама с Димой пришли в наш центр, когда малышу было всего несколько месяцев, – вспоминает Оксана Матвеева. – Мама очень мудрая, любящая. Она трепетно и внимательно относилась и к самому ребенку, и к рекомендациям, которые мы давали. У нас на глазах сопровождение специалистов и невероятно системный, последовательный подход мамы начали давать результат. Дима стал сидеть, ходить, говорить, пошел в детский сад. Я считаю, что здесь, без сомнения, заслуга мамы, которая верила в ребенка. Но в начале, когда было особенно сложно, именно служба ранней помощи поддержала, помогла найти ту опору, чтобы нормализовать жизнь и мамы, и Димы».
Сейчас Диме 20 лет. Он окончил общеобразовательную школу, научился играть на баяне, учится в педагогическом колледже и ходит в спортзал.
Следующим значимым проектом для центра после создания службы ранней помощи Оксана Матвеева считает инициативу «Детский сад для всех». Дети с особыми потребностями, с которыми занимались специалисты службы, пошли в обычные группы детских садов Красноярска. У каждого ребенка был свой сопровождающий – волонтер-студент из педагогического университета.
«Мне кажется, что в этом проекте наши родители поверили в то, что ребенок с особыми потребностями может посещать детский сад, поверили в свои силы и тоже начали объединяться в НКО для решения проблем своих детей», – отмечает Оксана Михайловна.
С 2017 года красноярский центр лечебной педагогики шесть раз побеждал в конкурсах Фонда президентских грантов. В рамках грантовых проектов команда оказывала психолого-педагогическую помощь детям с особенностями развития и обучала сотрудников социальных учреждений правилам оказания ранней помощи. Проект «Ранняя помощь. Новый формат» вошел в топ-100 лучших инициатив. Эта инициатива родилась из-за необходимости поддержать семьи в период коронавируса и не допустить отката в развитии детей. Центр лечебной педагогики наладил дистанционные занятия – специалисты помогали родителям в домашних условиях корректировать режим дня, создавать для детей развивающую среду.
По мнению руководителя центра, за 20 лет отношение к системе ранней помощи и детям с особенностями развития изменилось. Если в Красноярске в 2005 году было прорывом, что дети с ОВЗ пошли в детский сад, то сейчас это в хорошем смысле слова стало обыденностью. Но осталось еще несколько живучих стереотипов.
«К сожалению, еще разнится понимание ранней помощи у специалистов разных ведомств. В здравоохранении ранняя помощь иногда понимается как массаж, ЛФК, лечебное плавание. В образовании услуги ранней помощи часто путают с образовательными услугами для детей раннего и дошкольного возраста. А ранняя помощь – это отдельный набор услуг, которые не оказываются ни в одном ведомстве», – поясняет Оксана Михайловна.
Команда центра уже с 2002 года организовывает учебные мероприятия для профильных специалистов, чтобы повышать доступность и качество услуг ранней помощи. Образовательные семинары регулярно проводят для педиатров, психологов, логопедов. С 2016 года при поддержке Министерства социальной политики в Красноярском крае центр еще работает с сотрудниками социальной защиты.
Сейчас в 30 районах Красноярского края есть специалисты, которые прошли обучение в центре лечебной педагогики. В работе они применяют единые технологии и инструменты. Сеть профессионального сообщества расширяется. Но есть сложности – люди часто меняют место жительства и место работы. Чтобы насытить край специалистами, нужно создать постоянно действующий Центр компетенций по ранней помощи. Он поможет готовить новых специалистов и самосовершенствоваться тем, кто уже работает в этой сфере. На данном этапе это наиболее важная и насущная цель НКО.